наше отечество — русский язык
 
   
 
 
 
Латвия
Политика

Кто объявил войну русской прессе Латвии?

В Латвии на русском издаются 4 ежедневные газеты, 11 еженедельников и более 30 журналов. И почти у всех из них вдруг возникли серьёзные проблемы.
 


«Русская пресса в Латвии» – понятие с традициями. Чего стоит хотя бы тот факт, что с 17 августа 1919 года и вплоть до входа славных советских войск 21 июня 1940 года в Риге выходила газета «Сегодня», ставшая одним из оплотов эмигрантской прессы того времени. Печатался в ней цвет русской словесности от Игоря Северянина до Ивана Бунина. Но это совсем давняя история. Из недавнего – «Советская молодёжь», газета, из которой вышли ставшие знаменитыми литераторами Пётр Вайль и Александр Генис, нынешний главред и издатель «Русской Германии» Борис Фельдман, множество других известных журналистов и издателей. И тираж которой на волне перестройки достигал по местным меркам феноменальной отметки почти в 900 тысяч экземпляров.

«Молодёжка», кстати, обанкротилась вскоре после падения советской власти. Из неё со временем вырос продукт «Вести Сегодня», выпускаемый издательским домом Fenster. Редактор газеты, кстати, по-прежнему «молодёжкинский» – знаменитый Александр Блинов. Тираж издания – 20 тысяч. Ничто, конечно, по сравнению с теми 900 тысячами. И вроде как очень прилично на сегодня для маленькой страны, в которой примерно 800 тысяч т. н. русскоязычных. Пожалуй, единственное издание, которое на протяжении всех лет своего существования имеет неизменных хозяев – 75% долей капитала Fenster принадлежат председателю правления Андрею Козлову. И которое, как и другие издательства, переносит неприятности со стойкостью отважного оловянного солдатика. В 2010-м оборот, по сравнению с 2009 годом, сократился на четверть и составил 2,97 млн. латов.

А тут ещё напасть, случившаяся в этом ноябре: суд по заявлению от эстрадного исполнителя Бориса Леви возбудил дело о неплатёжеспособности компании Fenster. Как пояснил сам Козлов, спор с Леви связан со сделкой пятилетней давности, когда Fenster приобрёл издание Sport Express. По словам Козлова, до сих пор компания с Леви общалась через адвокатов, но теперь, «очевидно, денег у него стало меньше, поэтому подано заявление о неплатёжеспособности. Леви получил 20 000 латов, но так как он не выполнил часть условий договора, то оставшиеся 50 000 не получил. Большого ущерба эта сумма в любом случае издательству не причинит, но это решение обязательно обжалуем», – сказал Козлов нашему корреспонденту

Но в действительности цвет «Молодёжки» перекочевал в созданную в 1997-м президентом издательского дома Petits Алексеем Шейниным (кстати, в прошлом тоже сотрудник «Советской молодёжи») газету «Час». Сейчас она, судя по всему, переживает не лучшие времена. По данным Lursoft, в 2010 году Petits работал с оборотом 2,554 млн. латов (-34% по сравнению с 2009 годом), убытки компании составили 577 000 латов (на 70% больше, чем годом ранее). В августе 2011 года владельцем знатного издательского дома стал украинский «Легбанк». Сам же Шейнин сохранил 13% акций и должность президента Petits. При этом он сообщил, что новые владельцы контрольного пакета намерены сохранять редакционную независимость.

Но на стыке нынешнего ноября-декабря на этот издательский дом низверглась напасть: суд принял к рассмотрению дело о неплатёжеспособности Petits. Самое удивительное, что иск подала компания Preses nams, которая сама является неплатёжеспособной. Но вроде бы пока всё обошлось!

Недавние события, связанные с банкротством старейшего в республике Latvijas Krājbanka (об этом «РГ/РБ» писала в начале декабря), затронули ещё одну русскоязычную газету – «Телеграф». Её основателем стал в 2001-м латвийский миллионер Валерий Белоконь, редактором – Татьяна Фаст. В 2007-м Белоконь продал убыточное издание предпринимателям из Вентспилса, которые активно поддерживали определённые политические круги (партию, выступающую преимущественно за русское население Латвии). Фаст ушла и теперь издаёт ежемесячный журнал «Открытый город».

Ну а «Телеграф» год назад опять сменил владельцев, перейдя в сферу влияния российского предпринимателя Владимира Антонова, который контролировал и злосчастный банк. В начале декабря объявлено, что в связи с блокировкой расчётных счетов издание будет выходить не пять раз, а два раза в неделю. Возникли сложности с оплатой услуг типографии. Редакция обещает сделать всё, чтобы вернуться к ежедневному выходу в максимально короткие сроки. Нынешний главный редактор газеты Андрей Шведов сказал, что ведутся активные переговоры по привлечению стороннего финансирования газеты.

Совсем загадочная ситуация сложилась с некогда легендарным детищем Владимира Гурова – еженедельной «Бизнес & Балтия», «кузницей кадров 90-х годов». Сам Владимир Николаевич трагически погиб в автокатастрофе в январе 2008-го, издание перешло в руки частной компании. На протяжении последних лет многие упорно твердят, что газета дышит на ладан. Ведь бизнес-читатели черпают информацию в Интернете. Тому есть подтверждение: бывший замредактор «Б&Б» профессор Ольга Павук создала несколько лет назад вполне успешный собственный бизнес-сайт. Но газета выходит по-прежнему ежедневно…

В общем, ситуация в стране с русской прессой приближена к боевой. Или это уже и есть война? Вот только бы знать, кто её объявил. Слишком уж много совпало негативных факторов, чтобы эта чёрная полоса в жизни моих коллег показалась случайной…




Андрей Шаврей, специально для «РГ/РБ «

№ 50, 2011. Дата публикации: 16.12.2011
 
 
русской компании возникли petits латов газеты компания годом леви fenster латвии телеграф издание козлов бизнес газета неплатёжеспособности декабря владимира газету
 
 

в той же рубрике:

 
 
 
       
 
   

 
         
 
         
форум
Андрей, простите, но статью вы до конца ...

Имя
 
Сообщение